Стандарты UNIDO
UNIDO - (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) - специализированное учреждение ООН, цель которого - содействовать промышленному развитию развивающихся стран. Создана в 1966 г. как автономный орган ООН. Насчитывает около 170 государств-членов (включая РФ). Деятельность ЮНИДО подразделяется на оперативную и вспомогательную. Оперативная - оказание технической помощи развивающимся странам в осуществлении конкретных проектов (командирование экспертов, проведение консультаций, поставка кадров и т.д.); вспомогательная - сбор, обобщение, публикация данных, организация исследований, проведение конференций и т.д. по вопросам промышленного развития.
В соответствии со стандартами UNIDO структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
1. Титульный лист
• название бизнес-плана;
• информация о разработчике и заказчике проекта;
• место и дата составления бизнес-плана.2. Меморандум о конфиденциальности
Определяются ограничения по использованию информации, содержащейся в бизнес-плане.
Этот бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию данного проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо иных целей, а также передаваться третьим лицам. Принимая, на рассмотрение этот бизнес-план, получатель берет на себя ответственность и гарантирует возврат данной копии по указанному адресу.
Все данные, оценки, планы, предложения и выводы, приведенные в данном бизнес-плане, касающиеся ее потенциальной прибыльности, объемов услуг, расходов, нормы прибыли и будущего ее уровня, основываются наилучшим образом на согласованных мнениях всего коллектива, участников разработки бизнес-плана.
Информация, содержащаяся в данном бизнес - плане, получена из источников, заслуживающих доверия
3. Резюме
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме - единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте.
4. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
• общие сведения о предприятии;
• финансово-экономические показатели деятельности предприятия;
• структура управления и кадровый состав;
• направления деятельности, достижения и перспективы;
• отрасль экономики и ее перспективы;
• партнёрские связи и социальная активность.
5. Описание продукции (услуг)
• наименование продукции (услуги);
• назначение и область применения;
• краткое описание и основные характеристики;
• конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им;
• патентоспособность и авторские права;
• наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;
• степень готовности к выпуску и реализации продукции;
• наличие сертификата качества на продукцию;
• безопасность и экологичность;
• условия поставки и упаковка;
• гарантии и сервис;
• эксплуатация;
• утилизация после окончания эксплуатации.6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на:
• оптовых покупателей;
• розничных продавцов;
• конечных потребителей.Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население).
Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.
Примерная структура раздела:
• описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования;
• описание конкуренции: определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон, анализ возможностей предприятия;
• описание рынка сбыта продукции (услуги);
• описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя:
- упаковку и хранение;
- комплектование для отправки;
- транспортировку к месту продажи;
- предпродажный сервис;
- продажу;
- послепродажное обслуживание.
• описание канала сбыта продукции (услуги)
- магазин розничной торговли;
- мелкооптовые базы или магазины;
- разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
• стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей.Возможные варианты: рекламные кампании, участие в выставках и др.)
• цена и объем сбыта продукции.
• анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.7. Производственный план
8. Организационный план
9. Финансовый план
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных:
• нормативы для финансово-экономических расчетов;
• прямые (переменные) и постоянные затраты;
• калькуляция себестоимости;
• смета расходов на реализацию;
• потребность в денежных средствах и источники финансирования;
• таблица расходов и доходов;
• поток реальных денег (поток наличности);
• прогнозный баланс и отчет о прибылях и убытках.10. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.
11. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
12. Приложения
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
• подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии:
- копия регистрационного свидетельства;
- копия Устава и Учредительного договора предприятия;
- копии имеющихся лицензий и сертификатов;
- копии почетных дипломов и свидетельств;
- копии материалов прессы о деятельности предприятия;
- отзывы клиентов.
• характеризующие товар (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
• подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах);
• обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
• подтверждающие реальность мер предупреждения риска и нейтрализации форс-мажорных;